Церкви с. Шеломя
Церкви с. Шеломя
31.08.2015
Скорее всего именно с Ермака и его войска началась жизнь в деревне Шеломя. Демографический взрыв, устроенный лихими людьми, привел к бурному росту числа деревень вокруг и сгладил негативный эффект мора 1571 года. Уже в 17 веке число деревень достигло 16, а в окрестностях Шеломя есть несколько топонимов, связанных с именем атамана: Ермакова гора, деревня Ермачиха, Ермаковский ручей, Ермаковский колодец...
После Ермака Шеломя жила обычной деревенской жизнью. В 1642 году строится деревянный храм во имя Николая Чудотворца, который стоит до сих пор. Деревня стала селом. Через 200 лет рядом с ним поставили каменный, также названый Никольским. В 1861 году при церкви открывают школу. В начале 20 века в селе уже объединены 19 деревень, общим числом жителей более 1000. Помимо своего основного занятия - земледелия, шеломяне занимались ремеслами и промыслами, главным из которых была охота.
Войны и революции 20 века изменили привычный уклад крестьянской жизни, мир разделился на красных и белых, на коммунаров и кулаков. В 30-е годы были организованы 3 колхоза, куда вошла часть хозяйств. 15 хозяйств, как водится наиболее ремесленно продвинутых, были раскулачены.
Великая Отечественная принесла новые испытания. На фронт ушло более 200 шеломян, и многие не вернулись домой. После войны из деревни стала уезжать молодежь. Колхозы вначале укрупнялись через объединения, затем переводились в состав городских совхозов. Постепенно закрывались школы, магазины, почта, клуб. В 1965 году ликвидировали Шеломянский сельсовет, а в 1987 году из всего села осталось только две деревни по одному постоянному жителю в каждой. Но шеломяне никуда не делись, они просто разъехались, храня в памяти свою малую родину. Сейчас, когда модно возвращаться к корням, и ничего не мешает возвратиться и возрождать жизнь в деревне, им не хватало объединяющей силы, способной дать надежду на возрождение. И вот такая сила появилась.
Начали, как это положено, с возрождения храмов. Два бывших жителя села Виталий Андреевич Панов и Александр Григорьевич Поздяев, сейчас уже пенсионеры, начали реставрировать, а, точнее говоря, спасать храмы от дальнейшего разрушения. Начали с крыши, потолка, затем организовали ТОС - территориальное общественное самоуправление - стали поступать средства на замену окон. Работа производится силами коренных шеломян-добровольцев. Сейчас в храме открылась воскресная школа, ведет которую отец Валентин.
Но началось все с камня. Клинов-камень, названный так в шутку по кличке предков Поздяева, вошел под этим именем в краеведческие книги. Этот камень стоит в живописнейшем месте, на вершине холма, откуда видны как на ладони большинство заброшенных деревень и две церкви: деревянная и каменная . Камень этот памятный. На нем табличка и карта расположения деревень села. У места появилась история, это вызывает гордость бывших шеломян.
По материалам сайта «www.geocaching.su».
Фотографии – собственность ГАУ «НПЦ по охране памятников истории и культуры».
После Ермака Шеломя жила обычной деревенской жизнью. В 1642 году строится деревянный храм во имя Николая Чудотворца, который стоит до сих пор. Деревня стала селом. Через 200 лет рядом с ним поставили каменный, также названый Никольским. В 1861 году при церкви открывают школу. В начале 20 века в селе уже объединены 19 деревень, общим числом жителей более 1000. Помимо своего основного занятия - земледелия, шеломяне занимались ремеслами и промыслами, главным из которых была охота.
Войны и революции 20 века изменили привычный уклад крестьянской жизни, мир разделился на красных и белых, на коммунаров и кулаков. В 30-е годы были организованы 3 колхоза, куда вошла часть хозяйств. 15 хозяйств, как водится наиболее ремесленно продвинутых, были раскулачены.
Великая Отечественная принесла новые испытания. На фронт ушло более 200 шеломян, и многие не вернулись домой. После войны из деревни стала уезжать молодежь. Колхозы вначале укрупнялись через объединения, затем переводились в состав городских совхозов. Постепенно закрывались школы, магазины, почта, клуб. В 1965 году ликвидировали Шеломянский сельсовет, а в 1987 году из всего села осталось только две деревни по одному постоянному жителю в каждой. Но шеломяне никуда не делись, они просто разъехались, храня в памяти свою малую родину. Сейчас, когда модно возвращаться к корням, и ничего не мешает возвратиться и возрождать жизнь в деревне, им не хватало объединяющей силы, способной дать надежду на возрождение. И вот такая сила появилась.
Начали, как это положено, с возрождения храмов. Два бывших жителя села Виталий Андреевич Панов и Александр Григорьевич Поздяев, сейчас уже пенсионеры, начали реставрировать, а, точнее говоря, спасать храмы от дальнейшего разрушения. Начали с крыши, потолка, затем организовали ТОС - территориальное общественное самоуправление - стали поступать средства на замену окон. Работа производится силами коренных шеломян-добровольцев. Сейчас в храме открылась воскресная школа, ведет которую отец Валентин.
Но началось все с камня. Клинов-камень, названный так в шутку по кличке предков Поздяева, вошел под этим именем в краеведческие книги. Этот камень стоит в живописнейшем месте, на вершине холма, откуда видны как на ладони большинство заброшенных деревень и две церкви: деревянная и каменная . Камень этот памятный. На нем табличка и карта расположения деревень села. У места появилась история, это вызывает гордость бывших шеломян.
По материалам сайта «www.geocaching.su».
Фотографии – собственность ГАУ «НПЦ по охране памятников истории и культуры».