Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Преображенская церковь в д. Согра


Преображенская церковь в д. Согра
26.08.2015
Из истории Малопинежского Спасо-Преображенского прихода
Годом его основания можно считать 1523 год. Как свидетельствует «Сказание о преподобном священно-иноке Сергии Малопинежском», он был первым иереем сего прихода.  Две деревянные церкви были устроены тогда, когда Сергию исполнилось 30 лет, а родился он в 1493 году в селе Сура - родине святого Иоанна Кронпггадского.
Первоначально было два храма: первый - в честь Преображения Господня, второй - в честь Святого Великомученника Георгия Победоносца. Эти храмы просуществовали цервый - до 1669 года, второй - до 1680 года.
В «Сказании о Сергии Малопинежском» упоминается десятильник, т.е. благочинный, который приезжал из Кевролы для сбора церковной  и патриаршей дани. Следовательно, Малопинежский приход принадлежал к Кеврольскому духовному правлению и был в вотчине русских патриархов.
Так,  в «Сказании...» упомянут игумен Воскресенского Кеврольского, монастыря, который приехал в Малую Пинежску, для сбора церковной дани и от которого Симеон принял монашество, а потом и схиму с именем Сергия.
Святой преподобный Сергий умер 16 ноября 1585 г. (ст. стиль) и тело его было погребено, по завещанию его, близ алтаря Преображенской церкви. Как свидетельствует клировая ведомость за 1909 г., могила его не близ алтаря храма, построенного в 1669 г., а с западной его стороны.
Значит первоначально Преображенская церковь стояла на том месте, где сейчас находится здание Горковского сельского клуба. Как сообщают клировые ведомости, начиная с 1797 г., в 1669 г. была построенa холодная шатровая, деревянная церковь в честь Преображения Господня «тщеннем и усердием прихожан».
В 1680 г. была построена теплая, шатровая, деревянная церковь в честь Великомученика Георгия Победоносца, также прихожанами.
В 1648 г. над могилой преп. Сергия была построена часовня  священником Преображенской церкви Киприаном, по обету. Этот ансамбль Малопинежского погоста просуществовал без существенных изменений до 1875 г.
К 1875 г. храм Георгия Победоносца совершенно обветшал. Его разрушили и воздвигли новый, теплый, одноэтажный, шатровый храм в связи с колокольней опять же прихожанами. Вокруг двух церквей и часовни было кладбище, вероятно в ограде, т.к. для раскольников  и самоубийц было отдельное кладбище  -  за церковной оградой.
18марта 1908 г. случился пожар, во время которого сгорели вышеупомянутые церкви и часовня. Колокола расплавились. Иконостас и имущество было спасено.
Древнейшие иконы и церковный  архив, равно как и церковное имущество, были перенесены в здание церковно-приходской школы, которая стояла на месте нынешнего школьного огорода. К школе был пристроен алтарь. Временный храм был освящён 10 августа 1908 г. Иконостас в нем был из Георгиевского храма.
К1914 г. было возведено ныне существующее церковное здание на каменном фундаменте. Под ним находится и могила Св. Сергия Малопинежского.
В 1919 г. храм быд закрыт, за отсутствием священника. Об этом упоминает И.И.Томскнй в своем очерке « Малая Пинежка и Выя».
В 1920 году прихожане на общем собрании решили образовать при Малопинежской церкви свободную, независимую от патриархата, архиерея и епархиального совета общину верующих и избрали священником гражданина Якова Куклина, прежде служившего псаломщиком. Когда они просили епархиальное начальство, еще до выборов, назначить им Куклина священником, им было отказано. И прихожане написали Ленину: «Разве им на руку бедные псаломщики? А он служит прекрасно н молится вслух о здравии Советского правительства...»
Узнав об избрании священника помимо их распоряжения, архиереи направили приходскому совету грозное послание с требованием: запереть храм и не допускать в нем богослужений впредь до прибытия к ним назначенного священника. В ответ на это община вынесла свое постановление: « Никто не вправе закрывать наш храм, кроме Советской Власти, т. к. наша церковь есть народное достояние!»
8-й отдел наркомюста на запрос о законности действий этих верующих ответил, что они действовали в полном соответствии с законом.
(Журнал «Революция и церковь» в 1920 г. № 1)


Материал для справки взят из брошюры «Малопинежский Спасов Преображенский приход» из архива музея Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.