Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Воскресенская церковь в Каргополе


Воскресенская церковь в Каргополе
07.12.2015
Воскресенская церковь конца XVII века расположена между Соборной площадью и Валушками.
Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам; пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом.
В убранстве своем он немногим проигрывает Благовещенской церкви — и здесь, на его белых стенах, вовсю разгулялась рука славных каргопольских мастеров.
Рельефно выступающие лопатки делят западный и восточный фасады на три прясла, а северный и южный на четыре. В отличие от Благовещенской церкви, квадратной в плане, двуххрамовой, Воскресенская в плане прямоугольная, также четырехстолпная, но одноэтажная. Апсиды низкие — в половину высоты стен. С запада примыкает небольшой притвор.
В фасадах Воскресенской церкви есть своя необъяснимая прелесть, и ходить возле одинокого древнего здания, стоящего на просторной площади, — большое наслаждение. Пожалуй, наиболее красива его южная стена. Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники — обязательно разные колонки. Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» — все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам.
По материалам сайта «Sobory.ru».
Фотографии – собственность ГАУ «НПЦ по охране памятников истории и культуры».