Собор в Нарьян-Маре обрел икону новомученика Никодима Белгородского
Икона новомученика епископа Белгородского Никодима передана в дар Богоявленскому кафедральному собору города Нарьян-Мара. Образ подарил прихожанин храма. После Божественной литургии епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков торжественно освятил икону. Сейчас она находится в алтаре и видна через отверстые Царские Врата.
«В эти дни Пасхальной радости она свидетельствует для всех приходящих в храм, что Русь Святая, Церковь Христова доныне хранит веру Православную – «в ней же ей утверждение»», - отметил епископ Иаков.
«Решением Архиерейского юбилейного Собора Русской Православной Церкви святитель Белгородский Никодим был причислен к лику святых. Этот замечательный подвижник веры и благочестия, сподобившийся мученического венца за Христа, один из тех, кого дала Русской Церкви Северная земля, - сказал владыка. - И вот теперь икона новомученика, написанная во дни Великого Поста искусными иконописцами Патриарших мастерских в Софрино, с нами».
Священномученик епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов), родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896). Принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Кандидат богословия. Был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища (Санкт-Петербург, 1896). В 1901 году был удостоен сана архимандрита.
Архимандрит Никодим составил жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Архангельский патерик», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др.
В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. - ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. вышла его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел».
В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.
15 ноября 1913 г. отец Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через линию фронта возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые богоборцами.
В 1918 году Преосвященный Никодим был расстрелян чекистами. Из воспоминаний старшего уполномоченного Белгородского уездного ЧК С.Набокова, одного из убийц владыки Никодима, все произошло так: «Контрреволюционным духовенством руководил Белгородский архиерей, который чувствовал, что для него час расплаты приближается и во время отступления немцев из Белгорода в конце 1918 г. Белгородский архиерей и несколько высоких священнослужителей эвакуировались в Харьков.
Примерно в конце декабря или в начале января получаю задание от председателя ЧК тов. Васильева немедленно выехать в г. Харьков найти Белгородского архиерея и привезти в Белгород... нам удалось найти Белгородского архиерея и тогда мы установили и проверили, что Белгородский архиерей и один игумен собираются возвратиться в Белгород... Мы ехали с архиереем в одном вагоне, приехали в Белгород рано утром примерно часов в 6 утра, духовенство мужского монастыря знало время приезда в Белгород архиерея и для встречи на станцию выслало Архиерейскую карету с игуменом, и как только архиерей с игуменом сели в карету, закрыли дверцы и спустили на окна шторы – мы моментально на козлы к кучеру и в вежливой форме предложили ему сидеть тихо и спокойно взяли бразды управления конями в свои руки и рысью приехали прямо в тюрьму... В мужском и женском монастыре поднялась суматоха, начали приходить делегации от духовенства с ходатайством, чтобы архиерея освободили, но его не освободили, и некоторые делегации обратно не возвратились, их постигла та же участь, как самого архиерея.
В скорости после ареста Белгородский архиерей был расстрелян во дворе тюрьмы и там же был закопан. Об этом никто не знал, кроме троих человек в присутствии Председателя ЧК тов. Васильева. Таковая операция была произведена в ночное время. После когда все успокоилось, к председателю ЧК тов. Васильеву пришла делегация священников, просили чтобы он сказал, где и в каком месте закопан труп архиерея и разрешили выкопать и похоронить с почестями. Васильев им сказал - труп Белгородского архиерея закопан за кладбищем там тогда закапывали такие трупы.
И когда в 1919 г. летом деникинцы заняли Белгород, церковное духовенство с помощью белогвардейцев начали искать труп архиерея за кладбищем. В том месте выкопали несколько трупов; из них они одного определили, что то был труп архиерея...».