Замдиректора Архангельского Госархива: в начале ХХ века монастыри увидели больше мучеников, чем за всю предыдущую историю
22.12.2017
«Мерзость запустения. Судьба монастырей Русского Севера после революции 1917 года» — встреча на эту тему прошла в Православном культурном центре Новодвинска.Экспертом вечера стал заместитель директора Государственного архива Архангельской области, доцент кафедры всеобщей истории Северного Арктического федерального университета Василий Трофименко.
Он процитировал строки из Евангелия от Матфея: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф.24:15—16).
По словам историка, центры духовной жизни Русского Севера в 20-е — 30-е годы XX века использовали для хозяйственных целей. «Обители стали площадками для сельскохозяйственных экспериментов: Успенскую трудовую артель создали в Холмогорах, многоотраслевой совхоз "Соловки" и совхоз "Красноармеец" — в Артемиево-Веркольском монастыре. Другая часть обителей использовалась для размещения "трудных" детей-сирот: колонию "Коммунар" создали в Николо-Корельском мужском монастыре. Кроме того, безбожная пропаганда способствовала тому, чтобы подростки расхищали и оскверняли святыни».
Также Василий Трофименко рассказал о том, что первый опыт использования монастырей как части пенитенциарной системы Советская власть провела в 1919 году в Шенкурске (Свято-Троицкий женский монастырь), в 1920 году в Холмогорах (Успенский женский монастырь) и Пертоминске (Преображенском мужском монастыре). В 1923 году организовали Соловецкую исправительно-трудовую колонию (максимальная численность заключенных в 1931 году составляла около 71800 человек), Каргопольскую исправительно-трудовую колонию (максимальная численность заключенных в 1940 году — 27432 человек).
Советская власть использовала монастыри и как место для отдыха. Помещения Антониево-Сийской обители отдали работникам лесной промышленности, а позже пионерскому лагерю, на части территорий находились дачи работников облисполкома. «Более повезло Сольвычегодскому Свято-Введенскому и Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырям, в которых открыли музеи», — продолжил историк.
Он подчеркнул, что из 25 действующих монастырей Архангельской области новая власть разрушила почти все. «Первые двадцать лет после закрытия обителей показали, что попытки монахов договориться с новой властью о сохранении общежительства, хотя бы в форме коммун-артелей-совхозов были обречены на провал. Захватив чужое имущество, ни власть, ни народ оказались не в состоянии им рачительно распорядиться. В то же время за недолгий срок некоторые монастыри увидели больше мучеников, чем за всю предыдущую историю», — заключил историк.
В конце встречи каждый желающий смог задать вопрос гостю, поделиться своим мнением о события 1920-х и 1930-х годов. Участники особо отметили, что необходимо узнать, прочувствовать и оценить историю такой, какая она есть, не замалчивая и не приукрашивая.
Фотографии предоставил протоиерей Владимир Новиков.
Пресс-служба Архангельской епархии