Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила
Для экскурсоводов

Стенд "Каргопольлаг"

14.01.2015

Каргопольлаг

«Каргопольлаг» и «Кулойлаг» - два близница-братья. Если в «Кулойлаге» движителем, механизмом, доставляющим древесину в Архангельск, была река: Пинега, Северная Двина; то в «Каргопольлаге» эту функцию выполняла железная дорога.

Основой лагеря служили две железные дороги: Ерцевская (На схеме она обозначена, как «Основные железнодорожные линии учреждения «п\я 233») и Мехреньгская (Начинающаяся от станции Пукса Северной железной дороги и уходящей влево и вправо – в нетронутые массивы архангельской тайги).

Обе эти дороги функционировали до конца XX века, и в связи с этим мне хотелось бы сделать три замечания:

1. Не удивляйтесь жизнерадостности «передовиков» на снимках. Фотографии делались для газет, а там фото «доходяг» были не нужны.

2. Мы поместили на этом стенде «Почётную грамоту» Митрофана Петровича Соколова, сына расстрелянного «врага народа» и отца известного в Архангельске священника Евгения Соколова, с одной целью: чтобы показать суть социалистического соревнования в лагерях. В каждом лагере существовала ВПЧ (воспитательно-просветительская часть) в задачу которой входила организация этого соревнования. У человека отбиралось всё, все права и свободы. Кроме одной: «бери на лопату больше –кидай дальше». Выполнишь «урок» на 150 % - тебе дополните6льное блюдо дадут.

3. Дети и внуки вертухаев «Кулойлага» и «Каргопольлага» не уехали на остров Колгуев и не погибли там. С лёгкой руки Никиты Сергеевича Хрущёва и Бориса Николаевича Ельцина, или по их злой воле, идеи коммунизма никуда не исчезли из нашей жизни.

Видоизменённые и замаскированные, они продолжают жить в общественном сознании и смущать умы людей. Святые отцы говорят: «Блажен уповающий на Господа, но человек, забывающий о существовании сатаны, находится в очень опасном положении.

Севдвинлаг

Северо-Двинский ИТЛ существовал: с 25 сентября 1940 года по 4 сентября 1946 года.
Виды деятельности заключённых:
- строительство железной дороги Коноша — Котлас.

Заключённые, а их численность достигала 60-65 тысяч, были распределены на колонны через каждые 3-4 километра трассы будущей дороги.

Орудия труда: пила, топор, лопата, лом, кирка, тачка.

Севдвинлаг не был исключением. Теми же методами строились и дорога на Мурманск (Сорокалаг) и дорога на Воркуту.

История «Севдвинлага» ещё не достаточно изучена. Обследовано было одно захоронение под Вельском, в районе древни Прилук работала сапёрно-мемориальная команда «Третий фронт» под руководством Алексея Сухановского, до вельские краеведы поставили два поклонных креста.

Котласлаг

Сначала Котлас прославился на весь Союз своей пересылкой, самой крупной в стране и самой жестокой. Через неё прошли (и Слава Богу, если прошли и не остались в ней!) тысячи и тысячи раскулаченных, тысячи заключённые для лагерей, расположенных по Вычегде, по Северной Двине, печёрских лагерей. «Котласлаг» тоже создавался, как подразделение Севжелдорлага для строительства железной дороги на Воркуту, но впоследствии оказалось, что для осуществления столь масштабного строительства нужна какая ни какая сельскохозяйственная база. Для этого несколько совхозов Кировской, Вологодской и Архангельской области (совхоза «Красноборский» и «Черевковский») были объединены в Котласский сельскохозайственный лагерь (Котласский отдел ГУЛЖДС НКВД), главной задачей которого стало обеспечение продуктами питания строительство Печёрской железной дороги.

В 1946 году на «Котласлаг» пролился вдруг дождь правительственных наград: в одном только Черевковском отделении пять человек были удостоены звания «Герой социалистического труда» и более сорока человек награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. На снимке мы видим Николая Михайловича Шошина через две недели после освобождения из лагеря и за месяц до получения ордена Ленина. Но половина его бригады – это заключённые.

Рядом снимок: директор совхоза Николай Игнатьевич Абрамов «обсуждает» с доярками график выполнения соцобязательств. Через пять лет Николай Игнатьевич, по его словам, чудом избежав обвинения во вредительстве (его предшественник сего не избежал), был награждён орденом Ленина, а доярки стали Героями социалистического труда.

Жизнь, как лотарея: повезло – не повезло. Вероятно, в Черевково хорошо приняли какую-то Высокую комиссию