Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила
Для экскурсоводов

Стенд "Ягринлаг"

14.01.2015

Ягринлаг

Ягринлаг был создан весной 1938 года.

Первоначально отдельные группы заключенных размещались в бараках на острове Ягры (в южной части острова - 1-й район). Отсюда и название Ягринлаг. Строительство № 402 НКВД СССР потребовало огромного количества рабочих рук. Эшелон за эшелоном прибывали в город заключенные, большинство из которых относилось к категории "врагов народа". В отличие от уголовников ("друзей народа" - как они называли себя) заключенные - "враги народа" это люди, не способные жить паразитической жизнью, люди, не мыслящие себя без физической или умственной работы. География мест, откуда привозили заключенных, была очень широка: от Украины и Белоруссии до Прибалтики и Южного Урала. Много людей было из Москвы, Николаева, Ленинграда.

Руководили строительством Иван Тарасович Кирилкин и Леонид Харитонович Копп.

Копп Леонид Харитонович (1886 - 1950) родился в Москве. В 1916 году окончил Харьковский технологический институт по специальности инженер-механик

Был главным инженером Новокраматорского завода тяжелого машиностроения. После приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР от 9 июля 1936 года, подписанным наркомом Серго Орджоникидзе, назначен техническим директором Архсудостроя строительства будущего завода № 402.

Если Ивана Тарасовича Кирилкина называли сердцем стройки, то Коппа - ее мозгом.

Из докладной записки И.Т. Кирилкина в ОК ВКП в 1937 году можно сделать вывод, что за полтора года с момента фактического начала строительства завода возведены две улицы домов временного поселка, были построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции. Началось строительство самого завода.

К осени 1937 года на строительной площадке находилось 20 тыс. тонн металлоконструкций, поставленных многими заводами страны.

Леонид Копп был арестован в день своего рождения » 19 ноября 1937 года во время командировки в Москву прямо в кабинете Лазаря Кагановича.

В июне 1941 года трибунал Архангельского военного округа приговорил Коппа к восьми годам лишения свободы.

В 1942 году Леонид Копп был вторично приговорен к 10 годам лагерей (этой мерой заменили первоначальный приговор - расстрел). Будучи в заключении, Копп сделал множество уникальных разработок, позволивших заводу решать целый ряд сложных задач. В одном из лагерных документов Леонид Копп назван даже «заместителем главного инженера завода 402». Принимая во внимание всю полезную деятельность Коппа и нужду завода в высококвалифицированных кадрах, лагерное начальство и руководство завода ходатайствовало о досрочном его освобождении.

Но в мае 1950 года было приказано этапировать заключенного Коппа под конвоем в Инту, в Минеральный лагерь Печорской железной дороги.

Копп скончался 20 июня 1950 года в Ягринлаге. Его могила затерялась среди сотен таких же безымянных захоронений узников лагеря в районе реки Ширшима.

Дело по обвинению Л.X. Коппа было пересмотрено военной коллегией Верховного Суда СССР 23 января 1956 года и прекращено за отсутствием состава преступления.

Если Леонида Харитоновича Коппа называли «мозгом» строительства, то Ивана Тарасовича Кирилкина – его «сердцем».

Иван Тарасович Кирилкин родился в 1890 году в шахтерской семье. С 12 лет трудился на шахтах Донбасса коногоном, кочегаром, саночником.

В 1913 году вступил в партию большевиков. После гражданской войны стал крупным хозяйственным руководителем. Неоднократно выезжал за границу, изучал опыт машиностроения. Возглавил строительство и работу Новокраматорского машиностроительного завода, награжден орденом Ленина.

В 1936 году направлен начальником строительства Архангельского завода №402 (будущее Севмашпредприятие). За одну суровую северную зиму 1937-37г.г. стройка была укомплектована рабочей силой, построено жилье, проведена подготовительная работа для строительства самого завода.

Строительство завода в 1937-38 годах велось с разумной последовательностью, началось поступление оборудования для цехов и т.д.

В сентябре 1938 года Иван Тарасович был арестован и в 1941 году осужден Военным трибуналом Архангельского военного округа по ст. 59 п.п. 7 и 11 на 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. 25 марта 1942 года Кирилкин скончался в Вятлаге.

Реабилитирован 25 августа 1956 года.

В Северодвинске есть улица им. Кирилкина и мемориальная доска на жилом доме №13.

В 1938-1939 годах, по рассказам очевидцев, заключенных в Ягринлаге находилось более 40 тысяч человек. В сороковые годы численность заключенных здесь доходила до 80 тысяч, затем держалась на уровне до 50 тысяч. В конце тридцатых годов среди осужденных по политической статье 58 преобладали так называемые "болтуны": обругали свое начальство, похвалили что-то иностранное и т. п. Серьезной интеллигенции среди "политических", сотни по утверждению бывших офицеров Ягринлага было не больше сотни по утверждению бывших офицеров Ягринлага. Во время войны стали прибывать штрафники, перебежчики, военнослужащие власовской РОА, полицаи, некоторое время в Ягринлаге находились и немецкие военнопленные.

Очередное замечание для экскурсоводов: выделенное курсивом можно опустить.

Даже простое перечисление отделений Ягринлага позволяет судить о размахе работ строительства. С 1938 по 1960 годы силами заключенных - в большинстве своем жертв репрессий - были проложены многие километры грунтовых и железных дорог, выстроен город Северодвинск от улицы Железнодорожной до проспекта Ленина, заложена мощная промышленная база.

В Ягринлаге было девять отделений и несколько лагпунктов. Каждое отеление - это несколько десятков бараков обнесенных забором из колючей проволоки. В отделениях существовали бараки-клубы, бани и другие специальные помещения.

Первое лаготделение располагалось на Яграх и насчитывало 5-6 тысяч заключенных. На Яграх были мужское и женское отделения (жены и дочери "врагов народа"), расположенные в южной части острова.

Второе лаготделение дислоцировалось за нынешней поликлиникой СМП. Здесь было 10-12 тысяч заключенных. Большинство из них трудилось на строительстве эавода № 402 и в порту. В зоне этого лаготделения находилась спецтюрьма, в которой содержались около сотни высококвалифицированных инженеров (были даже профессора и академики), они выполняли самые ответственные и сложные технические работы на заводе № 402, Севдормаше и других объектах города.

Третье лаготеление располагалось по улице Железнодорожной, между улицами Советской и Лесной. Здесь содержались около 5-ти тысяч женщин, выполнявших штукатурные, малярные и другие отделочные работы на строительстве цехов завода № 402 и жилья в городе. В зоне этого лаготделения в одном из бараков был дом младенца, где содержались от 50 до 180 рожденных в неволе детей до возраста двух лет, по достижению которого их передавали родственникам заключенной, проживающим на воле, или перевозили в дома ребенка (на территории Архангельской области) для дальнейшего воспитания.

Четвертое лаготделение располагалось сразу за третьим отделением, далее по улице Железнодорожной. Здесь, находилось около 5 тысяч заключенных, они работали на строительстве и в цехах нынешнего завода "Севдормаш", изготовляли снаряды и другие заказы для фронта.

В пятом лаготделении, дислоцированным в поселке Глинники (около Цигломени), 1 тысяча заключенных строила кирпичный завод и вырабатывала кирпич для строек в Северодвинске.

Шестое лаготделение располагалось за нынешним ДОК-2. До 1946 года здесь находилось около 2-х тысяч военнопленных. Они строили водовод и дорогу от Солзы до Северодвинска, использовались на земляных работах на территории города. С 1946 года в шестом отделении свыше тысячи заключенных эанимались распиловкой и обработкой древесины. Здесь преобладали заключенные в возрате от 45 до 75 лет - литовцы, латыши, эстонцы. Они работали в мастерских, изготовляли хорошую мебель, шили робы и рукавицы, ремонтировали одежду и обувь.

Седьмое, восьмое и девятое лаготделения дислоцировались на втором участке на территории за нынешним кооперативом "Темп", и от них после пожара (в 1953 году) ничего не осталось, кроме барака по ул. Загородной, 15, в котором размещалась контора девятого лаготделения. В каждом из этих трех отделений было по 10 тысяч заключенных. Они работали на строительстве цехов и коммуникаций СМП (завод № 402), ТЭЦ-1, "3вездочки" (завод № 893), дорог и жилья в городе.

Самый дальний лагпункт находился на железнодорожной станции Шелекса, в Плесецком районе, где 500 женщин заготовляли лес.

В лагпункте на станции Ломовое около 2 тысяч мужчин работали в ячменном карьере, добывали камень и отправляли его на бетонный завод в Северодвинск .

Из "политических" заключенных высококвалифицированных специалистов, бывших технических руководителей и главных инженеров крупных предприятий, институтов и академий при наркоме внутренних дел СССР, было создано особое техническое бюро. Для помощи в техническом освоении завода № 402 из его состава 10 августа 1939 года была привезена "молотовская группа" в составе семи заключенных специалистов и еще шесть человек отобранных в Бутырской тюрьме в Москве. В дальнейшем группа выросла до двадцати девяти человек известных судостроителей, машиностроителей и других специалистов, выисканных в многочисленных лагерях страны.

Группу разместили в спецтюрьме в лаготделении № 1 на Яграх. Завод находился от лагеря далеко. Группу возили на работу и обратно на служебном автобусе. Езда занимала в день по полутора часов и плюс обычный для заключенных десятичасовой рабочий день. В конце 1939 года группу перевели в спецтюрьму при втором лаготделении, находившуюся и непосредственной близости от завода. Это была более вместительная спецтюрьма с камерами на 2-3 койки, в каждой раздевалка и комната, в которой можно было посидеть и почитать.

В структуре завода группе дали название "Двадцатый отдел". Руководство группой взял на себя Александр Лазаревич Константинов - авторитетный инженер-кораблестроитель. Среди его сотрудников были опытные специалисты, например, будущий, директор Балтийского завода Я. Кузнецов и многие другие.

Нам кажется, в Северодвинске православные краеведы (руководитель группы - Шаверина Галина Викторовна) нашли разумный баланс. Они умеют показать и бесчеловечность «Ягринлага» и историю создания российского подводного флота.